Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля
от Луки 2 : 29-32
Новости патриархии
В Свято-Тихоновском университете прошла секция Рождественских чтений «Исповедание христианской веры в служении милосердия»
В чем главные проблемы социальной деятельности и как они решались в разное время в России и в мире — эти и другие вопросы обсудили участники секции «Исповедание христианской веры в служении милосердия», которая состоялась 22 января 2015 года в рамках XXIII Рождественских чтений в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.
Объясняя выбор названия целого направления Рождественских чтений, посвященного социальному служению: «Социальное служение: наследие равноапостольного князя Владимира в современной жизни Церкви», председатель секции протоиерей Геннадий Егоров, проректор ПСТГУ по учебной работе, напомнил, что пиры для нищих и нуждающихся, телеги с провизией и «все то, что говорит летопись о жизни князя Владимира, — это не просто «личная милостыня» князя, это — социальная помощь в государственном масштабе». Таким образом, именно коренные изменения в мировоззрении князя Владимира открыли для России то, что сейчас называется государственной социальной поддержкой, и об этом нельзя забывать, обсуждая современные вопросы социальной деятельности.
Обращаясь с приветственным словом к участникам мероприятия, ответственный секретарь секции Татьяна Зальцман, заведующая кафедрой социальной работы ПСТГУ, также отметила: «Князь Владимир своей жизнью напоминает нам, что разговор о социальном служении не должен ограничиваться обсуждением только практических вопросов, это всегда — разговор о вере, ее традициях и истории».
Переходя от вступительной речи к своему докладу, Татьяна Зальцман напомнила, что социальное служение — это в том числе и внимательность, которая имеет две формы проявления: к другим и к себе. «Занимаясь социальным служением, надо научиться правильно смотреть, удерживать внимание в должное время на действительно нужных вещах. А самое сложное — это научиться смотреть на других людей, но не упускать из вида того, что в этот момент происходит внутри тебя самого. Только внимательность к себе способна предостеречь человека от гордыни и тщеславия», — добавила Татьяна Зальцман. Завершая выступление, ответственный секретарь секции подчеркнула, что с профессиональным и духовным выгоранием человек способен бороться, постоянно наблюдая за собой, за своим эмоциональным и интеллектуальным состоянием, а также молитвой, участием в Таинствах и чтением духовной литературы.
Вопрос богословских оснований церковного социального служения поднял диакон Олег Вышинский, преподаватель кафедры социальной работы ПСТГУ и сотрудник службы помощи бездомным православной службы «Милосердие». Он отметил, что серьезным камнем преткновения для многих людей, начинающих заниматься социальным служением, является соотношение добродетели милосердия с другими христианскими добродетелями. Анализ заповедей Блаженства и Евангельской притчи о десяти девах дает понять, что «дела милосердия — это органическая часть пути христианина и середина этого пути, но не самоцель и не конечная станция». Помимо так называемого богословия милосердия, отец Олег также предложил задуматься о негативном факторе разобщенности социальных работников, который снижает эффективность их деятельности.
О необходимости глубокого осмысления опыта «золотого века благотворительности», который имел место в России конца XIX — начала ХХ вв., рассказала Елена Калмыкова, директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей. Она предположила, что новый «золотой век благотворительности» в России может настать при правильном налаживании контактов между благотворителями и благотворимыми всех уровней, а именно: жестким контролем траты средств, недопустимости потребительского отношения к благотворителю, оценка возможного общественного мнения, адекватная реакция государства, предполагающая четкую законодательную базу. По мнению Елены Калмыковой, главные задачи благотворительности, по сравнению с январем 1910 года, когда был созван I Съезд русских деятелей по благотворительности, остались прежними: выяснить, кто в чем нуждается и кто чем может помочь.
Подготовке социальных работников в Германии и России были посвящены выступления диакона Алексия Черного и протоиерея Константина Стриевского.
Младший научный сотрудник Центра истории богословия и богословского образования диакон Алексий Черный, рассказывая о специфике подготовки сотрудников в области социального служения в Германии, отметил ее исключительную вариативность и многоуровневость: чаще всего подготовка пасторских референтов, которые занимаются социальным служением, длится 8 лет и делится на 3 основных этапа: образование (5 лет обучения на богословском факультете), введение в профессию и повышение квалификации. Вопрос о том, необходимы ли в России сотрудники с подобным образованием, остался открытым.
Опытом подготовки социальных работников в России поделился заместитель заведующего отделением социальной и молодежной работы ПСТГУ протоиерей Константин Стриевский. По его словам, студенты, обучающиеся в церковных учебных заведениях на отделениях социальной работы, готовятся не просто как социальные работники, но как «христиане с профессией», ориентированные на глубокую духовную жизнь во Христе. «Хорошо, — говорит отец Константин, — помогать людям. Но также хорошо знать свои границы, возможности, недостатки, неправоту, осознание чего приводит к Таинству Покаяния». В учебный курс будущих социальных работников входят просмотры кинофильмов социальной направленности и совместные экскурсии, а во внеучебное время студенты с преподавателями участвуют в Литургии.
Диакония.ru/Патриархия.ru