Таинства

ТАИНСТВО ВЕНЧАНИЯ

По словам святителя Филарета, митрополита Московского: «Брак есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой, для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении».
Брак первоначально установлен Богом еще в раю через сотворение жены в помощь мужу и через благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете всюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).
Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью.
Муж и жена, по мысли святого Киприана Карфагенского, получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.
Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Священном Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22-26).
Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школой добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.
Церковь указывает на необходимость соблюдения супружеской верности. Прелюбодеяние  по своему действию на брак равносильно смерти и в самом корне разрушает брачные узы.
Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания указывают и на вторую основную цель брака — деторождение и христианское воспитание детей, испрашивая в молитвах «доброчадие» и о «чадех благодать».

Богослужение при бракосочетании совершается издревле, в христианстве брак благословляется со времен апостолов.
В настоящее время в чинопоследование брака входит обручение и венчание. В древности обручение, предшествовавшее брачному обряду, было актом гражданским. Он совершался торжественно, в присутствии многих (до 10-ти) свидетелей, которые скрепляли брачный контракт; последний представлял собою официальный документ, определявший взаимоотношения между брачующимися. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, а жених дарил невесте кольцо. Только в X-XI в. обручение начало совершаться в церкви как обязательный церковный обряд с соответствующими молитвословиями.

Церковь советует вступающим в брак приготовить себя на новое поприще жизни подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения Святых Таин.
Православные родители жениха и невесты, сохраняя древний благочестивый похвальный обычай, «предварительно благословляют» их не только по чувству родительской любви, но и от лица Господа и святых, — благословляют святыми иконами со знамениями потребностей жизни — хлебом и солью. Начало родительского благословения детям, вступающим в брак, указано в слове Божием. Так, некогда Вафуил благословил дочь свою Ревекку для супружества с Исааком (Быт. 24, 60), Рагуил дочь свою Сарру для супружества с Товием (Тов. 7, 11-12).

В обручении утверждается пред Богом «глаголанное у брачующихся слово», т. е. взаимное обещание брачующихся, и в залог этого им дают перстни; в венчании же благословляется союз брачующихся и испрашивается на них благодать Божия. В настоящее время венчание обычно следует сразу за обручением.

Дни, в которые не совершается венчание:
Накануне среды и пятницы в течение всего года, накануне воскресных и праздничных дней (двунадесятых и храмовых праздников), во все посты:   Рождественский, Великий, Петров, Успенский, во время святок и Светлой Седмицы, накануне и в самые дни праздников: Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвижения Креста Господня 27 сентября.

Назад в раздел